Шины для индустриального транспорта

Технология V.ply

Технология V.ply

Ураганная установка: монстр и произведение технического искусства

Чем ближе подходишь к устройству, тем понятнее становится его название. Когда работает «Ураганная установка», кажется, что в помещении словацкого завода Continental, где находится эта машина, вибрирует сам воздух. «Ураганная установка» в Пухове — это и монстр, и произведение технического искусства. Она смонтирована на бетонном основании и сваях глубокого залегания и имеет высоту почти 15 метров, из-за чего практически касается потолка заводского помещения. После запуска установки все тело начинает ощущать вибрацию. Источником вибрации служит невероятная сила, действующая в большом барабане, который является центральным компонентом этого устройства.

Image

Люди, ничего не знающие об установке, могут посчитать ее слишком шумной. Но Мартин Тойзнер (Martin Theusner) воспринимает шум машины как музыку. Доктор химических наук изобрел и спроектировал «ураганный» процесс вторичной переработки для концерна Continental, поэтому для него нет ничего приятнее, чем вид этой установки и звук ее работы. Еще в 1996 году г-н Тойзнер начал думать над тем, каким образом можно переработать огромное количество отходов невулканизированного стального корда. В то время он занимал должность руководителя отдела защиты окружающей среды в подразделении коммерческих шин концерна Continental. Ему не нравилась идея ежегодной утилизации нескольких тысяч тонн отходов, собирающихся на заводах Continental, за огромную плату и сопутствующее этому загрязнение окружающей среды свалками.

Стоит отметить, что отходы в шинном производстве неизбежны. Тем не менее можно избежать их утилизации, ведь используемый при этом материал еще не вулканизирован. В конструкцию грузовых шин входит стальной корд, заключенный в резиновую смесь. Поскольку данная резиновая смесь еще не вулканизирована, отходы являются источником двух видов ценного сырья. Их необходимо сохранять, что позволит сэкономить сырьевые материалы и денежные средства, обычно затрачиваемые на утилизацию отходов на свалках. Это экологично, полезно и экономично.

До г-на Тойзнера еще никому не удавалось в промышленном масштабе успешно отделять стальной корд от резиновой смеси, чтобы затем перерабатывать оба материала по отдельности или направлять их обратно в производственный процесс. Это непросто. На свалках или станциях утилизации отходов при помощи металлических дисков, способных перерезать железные детали, уничтожаются, например, стиральные машины, но резиновая смесь шины является пластичной, как формовочная глина, что осложняет этот процесс.

teaser_66w_image2

Тем не менее г-н Тойзнер придумал, как можно отделять сталь от блестящего черного материала. Он обратился в компанию из Баден-Вюртемберга (Германия), специализирующуюся на создании утилизационных центров, чтобы ее сотрудники спроектировали специальную установку. Она оснащена исключительно мощным двигателем и двумя толстыми верхними стальными цепями, вращающимися с высокой частотой. При нескольких сотнях оборотов в минуту эти цепи перемалывают отходы стального корда, которые подаются в большой барабан ленточным транспортером. Под действием такой постоянной силы резиновая смесь отделяется от стального корда в виде гранул. Г-н Тойзнер должен радоваться успеху своей первой попытки: «Гранулы резиновой смеси оказались именно такими, какие нам нужны, — отмечает давний сотрудник концерна Continental. — А стальной корд получился очень чистым. Именно на такой результат я и рассчитывал!»

Листы резиновой смеси снова можно использовать для изготовления шин.

Но до момента ввода «Ураганной установки» в эксплуатацию прошло еще много времени. Ее производственная готовность была обеспечена только к весне 2012 года. С тех пор все европейские предприятия Continental направляют невулканизированные отходы стального корда на словацкий завод концерна.

При этом, однако, потребовалась доработка конструкции установки. Для разделения гранул и стали при выходе из барабана необходимо было создать продуманную систему заслонок и валов. Во время вращения в барабан подается порошок талька, благодаря которому гранулы резиновой смеси не слипаются между собой. Этим гранулам предстоит еще пройти через несколько сит, и только после этого они используются для получения новой резиновой смеси. Отделенный металл попадает в виде огромных шаров стальной шерсти в бетонный желоб — ценные отходы готовы к продаже и доставке на предприятия сталелитейной отрасли.

teaser_66w_image3

Покрытые тальком серые гранулы отправляются на последующие этапы производственного процесса в помещении пуховского завода. Сначала в магнитном барабане гранулы очищаются от толстых остатков проволоки. Поскольку в итоге резиновая смесь не должна содержать даже мельчайших металлических частиц, она разбивается на гранулы в сепараторе с магнитным полем высокой напряженности. В сущности, этот сепаратор представляет собой огромный магнит, удаляющий из резиновой смеси любые металлические примеси. Но на этом процесс не заканчивается. До начала традиционного цикла производства резиновой смеси Continental гранулы проходят через рентгеновскую установку. При обнаружении мельчайших частиц стали соответствующие гранулы извлекаются из общего потока и повторно направляются в систему магнитной очистки.

То, что однажды станет резиновой смесью для коммерческой шины, скатывается с блестящих хромированных роликов, чтобы вновь и вновь подвергаться обработке в огромных количествах. Источником большей части этого материала является производственный процесс — «отходы от производства грузовых шин», как объясняет г-н Тойзнер. Черная масса раскатывается и разрезается, а затем снова раскатывается, после чего подается в виде тонких полос к следующему ролику по ленточному транспортеру. Чтобы вновь быть раскатанной и разрезанной, а потом опять раскатанной. Далее резина проходит еще через несколько технологических участков, и только после этого листы резины нужного для шинного производства качества оказываются на поддонах без малейшего намека на серый цвет, который имели гранулы, вышедшие из «Ураганной установки». 

teaser_66w_image4

Этот материал, представляющий собой переработанное сырье из специального центра Мартина Тойзнера, теперь полностью интегрирован в производственный цикл, чтобы обрести новую жизнь в новых шинах!