Шины для грузового транспорта

stage_goods_TT

Грузовые шины  грузоперевозки

Четыре года пота и резины

Разработчики шин постоянно стараются удовлетворить потребительский спрос и соблюдать нормативные акты, не говоря уже о том, что им приходится вести борьбу с законами физики и химии. Возможно, они и не смогут найти квадратуру круга, но новое семейство гибридных шин Continental уже на подходе.

article_66w_image1

Андреас Хэртвиг (Andreas Härtwig) проводит рукой над лежащим на столе куском черной резины — образцом новой шины Conti Hybrid HD3. «Взгляните на этот протектор: он действительно имеет небольшую толщину, — говорит стройный мужчина в рубашке с короткими рукавами. — Это помогает снизить сопротивление качению». Г-н Хэртвиг берет красную отвертку из подставки для ручек и с ее помощью раскрывает узкую канавку в протекторе образца. «Формованные углы улучшают характеристики шины в поворотах», — отмечает он. Силяна Литц (Siljana Lietz), которая делит кабинет с Хэртвигом, показывает на другую канавку: «А тонкий зигзагообразный рисунок протектора увеличивает сцепление с дорогой даже на заснеженном покрытии», — объясняет она.

Два разработчика коммерческих шин Continental явно гордятся своим новым детищем. И они имеют на это полное право, потому что семейство грузовых шин Conti Hybrid соединяет в себе все лучшее от обеих технологий. Эти шины идеально подходят не только для дальних перевозок по прямой трассе, но и для доставки товаров автотранспортом: характерное для нее постоянное маневрирование означает, что шины подвергаются высокой нагрузке. На автомагистрали они помогают экономить топливо, а на городских дорогах изнашиваются меньше, чем традиционные шины для дальних перевозок.


Нахождение правильного баланса

Разработка высокотехнологичной шины — это нелегкая задача. «От первоначальной идеи до полностью продуманного производства проходит около четырех лет, — говорит Силяна. — Сначала наши коллеги из отдела маркетинга ставят перед нами задачу: потребителям из конкретного региона нужен продукт с определенными характеристиками. В случае с Conti Hybrid нашей задачей было получить идеальное сочетание максимальной ходимости и минимального сопротивления качению — настоящая головоломка для разработчиков». «Теоретически мы знаем, как можно оптимизировать отдельные характеристики, — утверждает Андреас. —... Но меры, принимаемые для снижения износа, могут вызвать увеличение сопротивления качению. Самое сложное — найти правильный баланс».

New content item

В сущности, имеется три ключевых параметра, которыми разработчики могут манипулировать: конструкция шины, резиновая смесь для протекторной ленты и форма протектора. Две команды начали разработку нового семейства шин Conti Нybrid: внимание одной было сосредоточено на покрышках для ведущей оси, а другой — на покрышках для рулевой оси и прицепа. При создании шины приходится учитывать не только исходные данные от отдела маркетинга и законы физики, но и правовые нормы в отношении сопротивления качению, долговечности и уровня шума. Потребовалось 18 месяцев, чтобы определить оптимальное сочетание материалов для новых шин Conti Hybrid. Почему так долго? «Мы рассматриваем до 20 различных веществ в составе резиновой смеси, — объясняет Силяна. — Это дает нам бесчисленные возможности для нахождения идеального сочетания». Каждый новый вариант нужно проверить физически и химически. А как насчет тяговых характеристик? Обладает ли резиновая смесь должным уровнем эластичности?

Параллельно с работой, ведущейся в лаборатории, нужный рисунок протектора изначально разрабатывается на компьютере. «Мы знаем с самого начала, сколько канавок должна иметь шина каждой оси, — говорит Андреас. — Не стоит забывать, что у нас большой опыт в этой области». Дело в деталях: нужно ли сделать 80 надрезов или только 75? Получив ответы на свои вопросы с помощью компьютерного моделирования, мы передаем эстафету «резчикам по шинам». Даже если определенные этапы работы могут быть выполнены роботами, мы по-прежнему нуждаемся в специалистах с острыми, как бритва, ножами и лазерными лучами, чтобы на идеально гладких шинах вырезать смоделированный компьютером рисунок протектора. Резчик может потратить целый день на одну шину, чтобы мастерски изготовить прототип ручной работы.


Мечта об идеальной шине

Однако испытания, которым подвергаются прототипы (на контрольно-обкатном станке, в лаборатории, с помощью рентгеновских лучей, компьютерной томографии или во время полевых испытаний на транспортных средствах), занимают гораздо больше времени. На основании результатов теста производится тонкая настройка прототипа с еще большей точностью. Например, что касается новых гибридных шин, команда разработчиков долго и усердно думала над рисунком протектора, чтобы уменьшить количество песка и гравия, застревающего в шинах во время передвижения грузовиков по грунтовым дорогам. Обыватель может не заметить разницы, но в шине Continental продумано все, вплоть до мельчайшей ламели.

Для нового семейства Conti Hybrid были использованы самые современные резиновые смеси Continental. Особенно удачно спроектирован протектор. Однако конструкторы не собираются почивать на лаврах: как бы там ни было, разработка — это постоянный процесс. Андреас Хэртвиг, занимающийся разработкой продукции последние восемь лет, мечтает о создании идеальной шины. «Когда новая конструкция впервые появляется из пресс-формы на одном из наших заводов, это действительно волнующий момент, — говорит он с улыбкой на лице. — Я всегда готов помочь и стараюсь, чтобы все было сделано именно так, как задумано». Его коллега Силяна Литц добавляет: «Всегда есть аспекты, требующие совершенствования». Являясь квалифицированным инженером-механиком и также имея докторскую степень в области материаловедения, она уже с нетерпением ждет появления следующего поколения шин Conti Hybrid, которое запланировано на ближайшие четыре года.