На двухосном ЛиАЗ-5292, принадлежащем филиалу ГУП «Мосгортранс» были установлены новые шины Continental HSU на управляемой и ведущей осях. Другой автобус — трехосный ЛиАЗ-6213 — получил такие же шины для управляемой и средней оси, а на ведущую ось в качестве эксперимента смонтировали шины Continental HDU, которые отличаются улучшенными сцепными характеристиками на сухом и мокром покрытии. Автобусы перевозят пассажиров по маршрутам общественного транспорта в Северном административном округе Москвы. Их среднесуточный пробег при работе в трехсменном режиме составляет около 200 км. Условия работы в столице можно считать практически идеальными для ресурсных испытаний шин: летом — плавящийся от жары асфальт, зимой — укатанный снег, ледяная корка или слякоть от обилия дорожных реагентов.
Проект стартовал в июне 2011 года. Первоначально планировалось ограничиться годовым сроком наблюдений. Однако, выпустив четыре квартальных отчета, мы обратили внимание на то, что интенсивность износа протектора заметно меняется по мере выработки ресурса шины. В результате возникла идея продолжить проект, вплоть до снятия с эксплуатации первых шин из каждого комплекта.
Итак, за период испытаний трехосный ЛиАЗ-6213 прошел 173 тыс. км. На старте проекта высота рисунка протектора шин управляемой оси составила 22 мм, а в конце — 8,8 и 10,7 мм у правого и левого колеса соответственно. Заметим, что правая шина изнашивается более интенсивно, чем левая. Специалисты объясняют это наклоном кузова при посадке/высадке пассажиров и уклоном проезжей части в правую сторону. По усредненным показателям потеря миллиметра протектора шин HSU приходится примерно на 15 тыс. км пробега.
Рисунок протектора шин ведущей оси перед началом испытаний имел высоту 22 мм. Шины HDU — лидеры по износу в нашем эксперименте, что не удивительно, ведь на заднюю ведущую ось сочлененного автобуса приходится максимальная нагрузка. И, несмотря на периодические перестановки на позицию средней оси и обратно, первая жизнь для этих шин закончилась еще в декабре прошлого года, когда после пробега 147 200 км высота протектора уменьшилась до 3 мм. Чтобы не снимать покрышки с эксплуатации, их канавки углубили нарезкой на 4–5 мм. Работа проводилась в шиномонтажном цеху предприятия и по факту оказалась для эксплуатационника бесплатной. Но есть один нюанс: после нарезки шины HDU пришлось отправить на «легкую» работу: они переместились на позицию средней оси.
Что касается шин HSU, которые изначально были установлены на среднюю ось, то на момент финальных измерений высота протектора составила 4,7 мм. Динамика износа в пересчете на километраж составила 1 мм на 13 тыс. км.
Другой наш герой — двухосный ЛиАЗ-5292 к моменту финальных замеров прошел 215 400 км. Не обошлось без потерь: две шины в разное время были сняты с эксплуатации в результате дорожных инцидентов и выбыли из нашего учета. Что же касается оставшихся четырех шин, то здесь наблюдается следующая картина. Перед началом испытаний остаточная высота рисунка протектора составляла 22 мм, После пробега 215 400 км эта величина сократилась до 4 мм. Минимальное значение — 3 мм у наружного правого колеса, а максимальное — 6,7 мм у внутреннего левого колеса. Износ 1 мм протекторной резины приходился на 18 тыс. км.
Подводя итоги проекта, отметим, что шины Continental показывают высокую ходимость и достаточно низкую стоимость километра пробега (52,81 руб./1000 км), что понятно, ведь при эксплуатации пассажирского транспорта по европейским дорогам пробег таких шин составляет более двухсот тысяч километров.